Как не потерять три миллиона рублей при продаже бизнеса

Как не потерять три миллиона рублей при продаже бизнеса

Как не потерять три миллиона рублей при продаже бизнеса

Недавно я рассказывал о том, как не потерять деньги при покупке бизнеса.

А вот одна наша клиентка умудрилась потерять 3 миллиона рублей на продаже бизнеса.

Обычно обманывают покупателей бизнеса: нет оборудования или оно некачественное, бизнес-процессы не прописаны, место неудачное и т.д. А тут обратная ситуация.

Женщина ведет бизнес, у нее есть хостел и к ней пришел клиент, который хочет этот бизнес купить. Но по какой-то причине они решили оформить сделку как аренду готового бизнеса.

Очень интересная правовая конструкция, но по факту все было оформлено как аренда движимого имущества. Договор был, но в акте приема-передачи не было прописано, что именно покупатель арендует. Покупатель пользовался бизнесом полтора года, а владелица спохватилась только тогда, когда поняла, что на счет давно не поступали деньги. Все это время не контролировала и доверяла. Так она потеряла три миллиона рублей.

Акт приема-передачи пустой, поэтому договор фактически не заключен. Продавец понадеялась на авось или экспертность текущего бухгалтера и попала на деньги.

Если ты продаешь бизнес, то обязательно нужно привлечь юриста. Это редкая сделка и обычный бухгалтер ее оформить не сможет. Если ты хочешь купить или продать бизнес, нужно понять одну вещь, бизнес – это такой же товар. Качественный товар работает в магазине при покупке, и работает, когда его приносят домой. Точно также должен работать бизнес – до покупки и после.

В нем должны быть прописаны бизнес-процессы, сотрудники должны знать, что и как делать, у бизнеса должен быть управляющий, то есть наемный директор. А ты как собственник продаешь долю в обществе. Там есть наемный директор, который не убежит после смены собственника, есть система мотивации, менеджеры по продажам. И вся эта система никоим образом не должна быть завязана на личности владельца компании. То есть ты можешь уехать на два месяца, а бизнес будет работать. Таких бизнесов очень мало, неверное, процентов пять. И я не понимаю, для чего их продавать.

Если ты хочешь продать бизнес, то сначала красиво его упакуй. Должна быть видна внутренняя кухня: как построен производственный процесс, как идут продажи, какая ситуация в бухгалтерии, с договорами, есть ли минусы и т.д. В этом случае ты легко и дорого сможешь продать бизнес. А если ты покупатель, то наоборот должен все это проверить. Но на самом деле почти все, что продается из готового бизнеса – это воздух и обман.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *